Пятница, 26.04.2024, 18:50


1812 год и малоизвестные страницы истории
                           
 




ам, наверное, приходилось иногда перечитывать любимые книги, фильмы? Приходилось? И помните, как при каждом новом просмотре, вы находили для себя все более и более новое, обращая внимание на какие-нибудь детали, ранее пропущенные. Вот так и у меня получилось. В очередной раз перечитывая книгу "Записки Ф.Ф. Вигеля" 1891 года издание, я встретил слово "телеграф". Удивился, заинтересовался, но сразу сделать закладку на странице или обратиться к википедии не сообразил. Решил сделать это позже. И как результат - страница забыта. Чтобы найти ее, понадобится перешерстить 541 страницу, а это займет время. Я обязательно ее найду и сделаю ссылку на подтверждение моих слов. 

Прошло какое-то время, и я снова от нечего, как говорится, делать решил перечитать другую книгу - Н. Матвеев  "Москва и жизнь в ней накануне нашествия 1812 года". И снова один абзац озадачил меня. Оказывается, одним из развлечений москвичей накануне войны 1812 года был прообраз современного кинематографа! Тогда я решил быть более осторожным, сделал закладку и выписал текст. Он находится на 114 стр. книги. Вот он: 
"Сто лет назад существовало какое-то зрелище, которое С. П. Жихарев называет кинетозографией: «Это крошечный театр, состоящий из нескольких перемен разных видов: то перед вами зимний дворец с огромною площадью, то Академия художеств с широкою рекою, то селение с церковью и почтовою станциею, то прозрачное озеро с раскинувшимися по берегам его рощами и проч. Но как все это сделано! как освещено и как оживлено! На площади разъезжают разные экипажи, скачут верхами офицеры, идут пешеходы; кто бежит, а кто идет тихо, едва передвигая ноги; на набережной гуляют кавалеры и дамы, встречаются друг с другом, снимают шляпы, кланяются и делают ручкой; вот скачет почтовая тройка и останавливается у станции: выходят ямщики, осматривают повозку и проч.; по озеру плавают лодки, одни на парусах, другия управляются гребцами, а третьи стоят на месте и с них рыболовы удят рыбу; между тем по небу ходят прозрачныя облака, ветерок качает деревцами; наконец смеркается и из-за горизонта выплывает полная луна —словом, прелесть! Умники говорят, что все это хорошо для детей. Согласен; да все-таки хорошо, и так хорошо, что я хочу быть ребенком..."   

И это, честно говоря, меня задело, и я полез в википедию и сайты интернета. Тогда-то я понял, как мало мы знаем о цивилизации своего недавнего прошлого, не говоря уже о цивилизациях многотысячилетних давностях! Но, все по порядку. Сначала о телеграфе. 

1. Не буду останавливаться подробно на гелиографе, изобретенном в 1778 году для передачи информации между Парижской и Гринвичской обсерваториями. Скажу лишь, что он активно использовался в XIX веке в военных целях. В нем применялось зеркало и источник света. Передача информации шла на расстояние 65 км. 
2. Коротко скажу о телеграфе Гука. Здесь информация в виде сигналов-знаков передавалась не от неподвижных источников света и зеркала, а с помощью уже подвижных механизмов и подвижных частей в виде линеек или кругов. 
3. А вот семафор братьев Шапп - это то, что нужно. Приведу выдержку из википедии полностью : 
 только французским братьям Шапп (Chappe) удалось изобрести (1780) вполне практичный прибор и добиться его действительного применения в широких масштабах. Прибор представлен был ими в 1792 г. национальному конвенту под названием семафора (носителя знаков). Первая линия их системы была устроена в 1794 г. из Парижа в Лилль и первое извещение на ней было получено Карно о взятии французами в тот же день утром (1 сентября) города Конде у австрийцев. На протяжении 225 км были устроены 22 станции, то есть башни с шестами и подвижными планками. Для передачи одного знака требовалось при этом 2 мин. Вскоре построены были и другие линии, и система братьев Шапп получила широкое распространение. От Парижа до Бреста депеша передавалась в 7 мин., от Берлина до Кёльна — в 10 мин. Три подвижные планки такой системы могли принимать 196 различных относительных положений и изображать таким образом столько же отдельных знаков, букв и слов, наблюдаемых при помощи зрительных труб.
Несмотря на недостатки оптической телеграфии, заключающиеся главным образом в зависимости от погоды, её активно использовали почти до середины XIX века, в России — до начала 1860-х годов. Своими блестящими победами Наполеон I немало обязан оптическому телеграфу, с помощью которого он имел возможность быстро передавать свои распоряжения на большие расстояния.
В подтверждение сказанному, приведу выдержку из воспоминаний личного камергера Наполеона Констана Вери: "Вынудив императора так поспешно вернуться из Испании, коалиция добилась своей цели разобщить наши войска. 12 апреля император из телеграфного сообщения узнал, что эрцгерцог Карл вступил в Баварию и что его войска переправились через реку Инн без какого-либо предварительного объявления войны." Здесь следует отметить, что эрцгерцог Карл перешел эту реку 9 апреля 1809 года, то есть фактически Наполеон, сидя на Елисейских полях во Франции, узнал об этом через 2-3 дня! А дальше он сообщает, что Наполеон совершил невероятный марш-бросок до города Донауворт в Баварии за 4 дня! Сейчас это расстояние - от Парижа до Донаувера - по хорошей дороге 780 км. На велосипеде это занимает 1,5 дня, это если мчаться без остановки!      
Первая в Европе международная линия оптического телеграфа была построена в 1798 году в Испании А. Бетанкуром (соединяла Кадис и Мадрид). Бетанкур использовал собственную систему оптической связи, признанную позднее лучшей в Европе. 
 Как же он выглядел? А вот как:


А какие же это были сигналы, как они складывались в буквы и сообщения? А вот как:


Известно сообщение, переданное в 1808 году:

Над символами в красной рамке на русском дореволюционном алфавите: Ниже помещенная депеша, состоявшая из 45 сигналов системы Шаппа, была передана из Петербурга в Варшаву в 22 минуты.
Под символами в красной рамке: Телеграфические сигналы системы инженера Шаппа.
Содержание текста, выраженного символами:" Я решил покончить с собой, чтобы избавиться от удручающего меня духа. Я ни в чем не могу себя упрекнуть". 23 июля 1808 год.  
Только вот в википедии почему-то указан 1839 год! Почему? Мне не ясно. 
Где располагалась, или откуда шла передача символов семафора Шаппа. Вы тысячу раз видели это и, наверное, никогда не обращали внимания на эту башенку. Вот она: 

   
Это башенка на издании Зимнего дворца.

В Российской империи И. П. Кулибиным в 1794 году была изобретена и построена «дальнеизвещающая машина», представлявшая собой оптический семафор, в котором он, помимо зеркал, использовал изобретённый им фонарь с отражающим зеркалом. Это позволяло строить промежуточные станции на больших расстояниях и использовать телеграф и днём, и ночью даже в небольшой туман. Рама семафора Кулибиным была использована Т-образная, французская, но им был придуман остроумный приводной механизм, двигавший раму, и новый упрощенный код. Кулибинский код сводился в таблицу, с помощью которой ускорялись передача и расшифровка сигналов. Изобретение Кулибина произвело эффект, однако денег на постройку линии телеграфа в Академии наук «не нашлось». После демонстрации «дальнеизвещающая машина» Кулибина была сдана на хранение в Кунсткамеру.
К мысли о постройке оптического телеграфа в Петербурге вернулись в середине 1820-х. Возможно, консультации при разработке проекта давал переехавший в 1808 году в Россию А. Бетанкур. В 1824 году была сооружена первая в России линия оптического телеграфа между Петербургом и Шлиссельбургом, по которой передавались сведения о судоходстве на Неве и Ладожском озере. За основу была взята система Бетанкура, получившая к тому времени повсеместное распространение.
Развитие оптической связи в Петербурге шло очень медленно: лишь в 1833 году была открыта вторая линия Петербург — Кронштадт, которая шла через Стрельну и Ораниенбаум; к 1835 к этой линии прибавились ещё две: Петербург — Царское Село и Петербург — Гатчина. В книге «Россия в 1839 году» маркиз де Кюстин при описании рабочего кабинета Николая I в петергофском Коттедже замечает:
"Император может отдавать приказы своему флоту, не выходя из кабинета. Для этой цели имеется зрительная труба, рупор и небольшой телеграф, приводимый в действие императором собственноручно". 

И тут на поверхность истории 1812 года всплывает еще интересный факт. В 1812 году, Санткт-Петербурге, на берегах Невы, был произведен первый в истории человечества подрыв мины по электрическому проводу! В то время, когда Наполеон подходил к Москве!  
Кто же был, этот изобретатель проводной мины? Им был П.Л. Шиллинг, изобретатель первого в мире телеграфа, телеграфного кода, самого лучшего секретного кода, русский гусар, штурмовавший Париж, дипломат, ученый.   

Павел Львович Шиллинг
1786-1837 год

Теперь о кинематографе. Я упомянул в начале о кинетозографии, по выражению С.П. Жихарева. Разберемся. Кинетоз - это монотонно продолжительные и меняющиеся движения. Из-за них, кстати, возникает морская болезнь. Ну, а графия - это изображение. С этим разобрались. 
Согласно источникам википедии первый шаг к кинематографу был сделан в XV-XVII веках. когда был разработан «волшебный фонарь» — камера обскура (кроме того, ранее появился театр теней в Китае и Японии, а принцип создания изображения посредством узкого отверстия был известен ещё в античности). Сам термин «камера обскура» возник в конце XV века, а соответствующие опыты проводил Леонардо да Винчи. Волшебный фонарь для проецирования изображений на вертикальный экран стал широко известен в XVII веке. Он в упрощении представлял собой ящик с увеличительной трубой и светильником внутри. Сзади этого светильника стоял рефлектор-отражатель, между трубой и ящиком была щель, где ставился тушью нарисованный кадр. При этом изображение было статичным. 
 Следующий шаг к кинематографу сделал в 1830 году Майкл Фарадей и его друг Макс Роджер. Вся Европа старалась изобрести аппарат, чтобы оживить рисунок. Прибор Фарадея назывался фенакистископом. К аппарату прилагался ряд последовательных картинок. Ранее учёный Жозеф Плато занимался разложением движения на фазы (например, движение человека). Когда Фарадей получил в руки эти труды, ему до завершения фенакистископа оставалось совсем немного. В результате стало возможным создать движущийся рисунок (но не реальное изображение) длительностью несколько секунд. И так дальше, и так дальше...
С.П. Жихарев же писал свои "Записки современника" в период 1805-1817 годов. Н. Матвеев же описывает московскую жизнь перед войной 1812 года, причем отмечает слова С.П. Жихарева "крошечный театр" и "как все оживлено", то есть все двигалось, если понимать его слова в прямом смысле слова! Но это было по данным википедии как минимум лишь в 1830 году!  Получается, что москвичи могли наслаждаться "кинематографом" уже в 1812 году? Возможно, что и так. 





Яндекс.Метрика